Экспозиция «Море, озеро, река…» в Тверской областной картинной галерее.

Идея устроить серию выставок, посвященных четырем стихиям и начать с морей, озер, рек и водопадов – безусловно, остроумна. Посетителям она сулит чистое, непосредственное удовольствие. Специалистам – как минимум, повод для сравнений. Тема предполагает достаточную свободу, и положение кураторов экспозиции вызывает чуть ли не зависть, словно бы в бархатный сезон их отправили в творческую командировку в Коктебель или Амальфи.

Лактионов Александр Иванович (1910 – 1972) «На пляже. Этюд» (1936). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

Лактионов Александр Иванович (1910 – 1972) «На пляже. Этюд» (1936). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

На выставке пунктирно и, на мой взгляд, скучновато, – но таков уж уровень собрания, – представлены близкие к салону академизм середины и второй половины XIX столетия (например, ранние полотна и акварели Алексея Боголюбова, в перспективе – большого, постоянно меняющегося мастера) и романтика с ее неизбывными тучами, парусами, контрабандистами и серебрящейся водной гладью. Любопытно, что помимо Айвазовского в числе представителей романтизма – ученик Венецианова, бывший крепостной Иван Каширин. Тонкая по переходам, прохладная, воздушная и спокойная поздняя работа Льва Лагорио «Море» все же не поднимается выше изысканного украшения старомодной гостиной и семейной реликвии.

Иван Дмитриевич Каширин (?) (1810 – 1872) «Лунная ночь» (1847). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

Иван Дмитриевич Каширин (?) (1810 – 1872) «Лунная ночь» (1847). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

Лев Феликсович Лагорио (1827 – 1905) «Море» (1888). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Лев Феликсович Лагорио (1827 – 1905) «Море» (1888). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Лев Феликсович Лагорио «Море». Фрагмент.

Лев Феликсович Лагорио «Море». Фрагмент.

Затем – компоненты пластической свободы, конкретности, «выношенности и выстраданности» взгляда, привнесенные в пейзаж передвижниками-реалистами и близкими к ним авторами, среди которых не последнее место занимает Александр Киселев.

Художественному прорыву рубежа XIX и XX столетий принадлежат первоклассные произведения Левитана, Жуковского, Коровина, а также этюд Степанова, «Имение «Березки»» Бродского (композиционно, как мне кажется, неудачное, но если смотреть фрагменты, интересное в передаче зеркальной поверхности озера), экспрессивная, хотя и поверхностная «Церковь» Бялыницкого-Бирули, автора чаще далеко не столь выразительного.

Исаак Израилевич Бродский (1844 – 1939) «Осень. Имение «Березки»» (1907). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Исаак Израилевич Бродский (1844 – 1939) «Осень. Имение «Березки»» (1907). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872 – 1957) «Церковь на Удомельском озере (Вышневолоцкий район)» (1905). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872 – 1957) «Церковь на Удомельском озере (Вышневолоцкий район)» (1905). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

Победительная внешне и внутренне скованная, слащавая по мысли живопись сталинской эпохи.

Владимир Григорьевич Одинцов (1902 – 1957) «На Волге. Тишина» (1949). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Владимир Григорьевич Одинцов (1902 – 1957) «На Волге. Тишина» (1949). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Наконец, чуть запоздалая (вторая половина 60-х – начало 70-х годов), искренняя, пронзительно радостная и свежая реакция советских художников на «оттепель». Поразительно светлый, философски осмысленный мир повседневного человеческого бытия возникает из, буквально, дышащих воздухом ярких красок Александра Дубова.

Александр Федорович Дубов (1937 – 2000) «Рыбацкая слобода» (1967). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

Александр Федорович Дубов (1937 – 2000) «Рыбацкая слобода» (1967). Холст, масло. Фрагмент. Тверская областная картинная галерея.

В каждом периоде есть исключения и нюансы. Так, с неожиданным, магическим реализмом звучит послевоенное «Болото» (1946) Первухина.

На мой взгляд, вторая часть экспозиции, несмотря на попытки кураторов как-то ее разнообразить, напоминает смотр работ Академической дачи, где число средних по выразительности пейзажей превосходит все разумные пределы и свидетельствует, насколько упростились задачи, сузилась эмоциональная гамма, ушла глубина по сравнению с началом XX века.

Провинциальные собрания формировались из того, что было реквизировано в местных усадьбах, чего «не заметили» эмиссары из Русского музея и Третьяковки, что удалось спасти в годы войны или попало из закупочных комиссий и художественных фондов. Ни о каком коллекционировании в полном смысле этого слова речи не идет, тем более что оно подразумевает активное личностное начало. Между тем, свой «конек», который определяет высокий художественный уровень данной экспозиции, у ТОКГ есть. Как ни банально звучит, это произведения художников, чье творчество связано с Тверским краем.

Особого внимания заслуживает этюд Исаака Левитана. Сырая в проплешинах трава на высоком пустынном берегу, мастерски, невероятно верно и свободно написанный влажный корявый кустарник, мокрые черные ветви на фоне реки. Множество «настроений» рождается из буквально физиологического ощущения реальности этого невзрачного уголка российской природы.

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) Этюд (1887?). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) Этюд (1887?). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Пожалуй, видеть, чувствовать и писать именно воду из всех участников выставки по-настоящему умел, прежде всего, недооцененный в этом смысле Станислав Жуковский. Маэстрия его пейзажа возникает из контраста белой, как осколок льда, и словно бы отталкивающей рефлексы купальни, яркого, но не согревающего солнца и трепещущей на порывистом ветру поверхности осязаемо глубокого холодного озера.

Станислав Юлианович Жуковский (1873 – 1944) «Купальня в парке» (1913). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

Станислав Юлианович Жуковский (1873 – 1944) «Купальня в парке» (1913). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.

В академической живописи фигуры людей, призванные оживить пейзаж, называли стаффажем. На многих холстах белые паруса, морские глади и сельские ручьи, по сути, тоже не более чем стаффаж, оживляющий пространство картины. Выставка не снабжена каталогом и, как мне кажется, адресована, в первую очередь, юным зрителям.

Признаюсь, в детстве не любил школьные экскурсии и культпоходы. Мы с друзьями забредали в Путевой дворец просто так, сами по себе, и без всякой системы глазели на картины, часто останавливаясь перед Айвазовским. Прошло время. Честно говоря, Айвазовский уже не вызывает во мне ни восторга, ни интереса. Но потребность смотреть живопись, ходить в галерею осталась.

Подробнее — m-yer-show.livejournal.com/18164.html

0 комментариев