Тверские пепяки



Давно планировал написать про Тверских пепяк. Под тверскими пепяками я подразумеваю скульптуры из гранита, которые довольно хаотично расставлены по всему городу и посвящены непонятно чему. Многие считают их уродливыми, многие спорными. Так кто они, откуда взялись, и что с ними делать?

Откуда есть пошли тверские пепяки?




На этой скульптуре не без труда можно прочитать «Симпозиум, Тверь, лето 1989».

Информации по пепякам мало, почти нет. Известно только, что летом 1989 года проходил симпозиум скульпторов. Их цель была испробовать скульптурные свойства гранита. У гранита есть несколько положительных свойств:
— он дешев в добыче,
— прочен и не прихотлив.

Есть и отрицательные свойства:
— он очень сложен в обработке.

Самым популярным материалом для скульптур является мрамор, особенно карарский. Мрамор легок в обработке, но дорог при добыче и требует ухода при хранении. В общем гранит для скульптур — это такой анти мрамор.

Так стоит ли эксперементировать?




Что такое творчество? Творчество — это всегда поиск нового. А поиск нового — это право и на ошибку в том числе.

Стоило ли пробовать делать скульптуры из гранита? Конечно, стоило! Теперь мы имеем результат работы и можем увидеть и потрогать то, что сделали скульпторы в 1989 году.

Где происходило дело?




Глыбы гранита привезли на набережную Тверцы рядом с речным вокзалом. Гранит рубили какими-то мощными промышленными агрегатами, ибо вот.

Так красивы ли пепяки?




Конечно, пепяки уступают в пластичности и выразительности мраморным скульптурам. Они выглядят угловатыми и шершавыми. Они похожи на черновой набросок. Это, конечно, минус.

Но при этом пепяки можно спокойно трогать, по ним можно лазить. С ними можно взаимодействовать. Это большой плюс. Я бы вообще ежегодно устраивал бы фестиваль по раскрашиванию пепяк какими-нибудь смывающимися красками. Гуашью, акварелью, или цветными мелками. Пепяки отмоются в ближайший дождь, а сколько радости людям!

Несколько историй про пепяк


Тверские пепяки, Волга

Скульптура Волга долгое время стояла на набережной Тьмаки рядом с гостиницей Волга. Прямо над лестницей к реке. И хулиганы по ночам несколько раз сталкивали ее с постамента вниз. В итоге она перекочевала на городской пляж.

Тверские пепяки, Геракл

Римский патриций, явный король пепяк, стоял в 90-х годах около Речного вокзала в парке. Там как раз внизу на Волге стоял списанный катер на подводных крыльях. Катер был превращен в пивную. Назывался Макрон база. Как-то идя на Макрон базу мы встретили бабушку, которая спросила, кому это памятник (про Патриция, а не про Макрон базу). Кто-то из студентов не задумываясь ответил:

— Гераклу.

Сегодня, когда я снимал Патриция-Геракла, мальчик на велосипеде остановился перед ним и спросил у мамы:

— Мама, а почему он без рук и без ног?

Мама ответили:

— Понимаешь, это пародия на древнегреческую скульптуру. Поэтому он без рук и без ног.

Товарищи, посмотрите, скульптуры просто стоят, вы вызывают такие замечательные ассоциации у проходящих! Разве после такого можно говорить, что пепяки не прекрасны?

Что делать дальше с пепяками?




Известно, что власти планируют реконструировать бульвар Радищева, и пепяк хотят убрать. Мол спорно вот это все.

Если кому интересно мое мнение, то пепяк надо собрать всех вместе и поставить их где-то на пути туристических и экскурсионных маршрутов. На берегу Волги между мостами, или возле Речного вокзала, или в горсаду, или на… Радищева!

По отдельности пепяки и правда смотрятся довольно несуразно. Но вместе они вполне себе милы. Ну да, вот такие они, скульптуры из гранита, грубоватые, но вечные. И, кстати, на Радищева они очень даже органично вписались. Там теперь тусовка всяких неформалов и панков. По-моему, это хорошро.

9 комментариев

agent535
Кстати, про скульптурный симпозиум и 89 год написано на камне со второй фотки. )
Они клёвый, но прошло уже 25 лет — можно было бы повторить и сделать новых пепяк.
А насчёт карарского мрамора — я помню среди пепяк поначалу была изящная мраморная кошечка где-то метр высотой. Продержалась месяц. Потом от неё отколотили уши, а затем голову. Потому — гранит и вандалоустойчивые формы.
vadimiztveri
А, ну да, кстати. Я поначалу не читал, думал, это просто хаотичные буквы. А оно вот оно как вышло.

Я там разглядел слева типа клеймо «89 ТС»:

max69
Известно, что власти планируют реконструировать бульвар Радищева, и пепяк хотят убрать.
Надо жабу спасать!
vadimiztveri
Жаба классная, это правда. Впрочем, как и другие. Скульптуры, вроде, не планируют выбрасывать, но с Радищева собираются убирать.
p18
Ага. Убрать. Знаем мы такую «уборку». Куда дели памятник «Сообразим на троих» — который стоял раньше на месте офиса МТС? Тоже убрали?
vadimiztveri
А что за «Сообразим на троих»? Я такого не помню.
p18
Я не уверен, что у меня есть фотография этой скульптуры. Название — не официальное, но именно такое «само просилось». Где-то видел его фотографию на выставке Тверских фотографов — но где, когда, какого — не скажу.
Ищите фотографии сделанные со стороны Свободного переулка на мост через Тьмаку в интервале 1989-2002
А про названия… Мы летом со старшей сестрой любили бродить по городу и придумывать названия этим скульптурам. Они кстати, попадаются в городе в самых неожиданных местах.
А Тверская Жаба — вообще была символом Тверского ФИДО (2:5021/*.*). Её полагалось поить пивом. По легендам тогда она переставала давить )))
p18
Их кстати гораздо больше. Я про те, что не стоят на Радищева. Надо будет как-нибудь взять фотоаппарат, да пофотографировать их самому…
vadimiztveri
Это точно, надо бы собрать их все.

Есть еще на набережной Степана Разина, не далеко от областной детской больницы:



И еще возле выставочного зала:



Сохраним пепяк для будущих поколений!