"Это церковь? Это сапоговаляльный цех" в Кашине перестраивают уникальную церковь в гостиницу!

www.tversvod.ru/event61/
Рождества Богородицы на Чистых Прудах церковь (1785) / Кашинский / КАШИН
Адрес: Чистопрудская ул."Это церковь? Это сапоговаляльный цех", - с такими словами в Кашине варварски перестраивают уникальный храм в гостиницуНевероятное по своему хамству действие происходит в Кашине. В этом историческом городе перестраивают церковь Рождества Богородицы на Чистых Прудах  — уникальный памятник кашинской архитектуры, и, кроме того, церковь (не перестающую для верующих быть храмом, в каком бы она состоянии не была!), расположенную на историческом древнем погосте. Все работы ведутся хозспособом, без всяких согласований, без археологических раскопок. Как нам стало известно, работы ведет купивший здание в собственность (!) частный предприниматель В.П. Вакарчук. Предполагается, что это будет частная гостиница, но никакой точной информации по этому поводу нет.Работы начались в августе месяце 2012 года, сейчас они ведутся днем и ночью, без выходных. Здесь явно торопятся как можно быстрее уничтожить все, что еще можно уничтожить.

Работы начались с установки глухого двухметрового забора, после которого для кашинцев и гостей города памятник оказался закрытым наполовину. Впрочем, это "реконструкторов" совершенно не беспокоит (фото июля 2012 года):Как можно понять, предполагается расширение советской пристройки с уничтожением исторической алтарной апсиды (!) — разумеется, вместе с ней под фундаментом окажется погребены и остатки престола и захоронения самых почетных прихожан и духовенства. Работы ведутся с лихорадочной скоростью без праздников и выходных, с раннего утра до глубокой ночи. Середина сентября:
И 21 сентября 2012 года — это в престольный-то праздник этого храма!

На обращение к рабочим, что они творят святотатство, последовал ответ: "Это церковь? Это сапоговаляльный цех".Так и стерпим???????
P.S. Кашину вообще не везет последнее время. В частную собственность без всякого обременения здесь проданы или предполагали быть проданными несколько храмов — Флора и Лавра (1749), Ильинско-Преображенский (1786). Только чудом после вмешательства "Известий" удалось остановить продажу Сретенского собора Сретенского монастыря (1692). И это в городе, который является (мог бы являться!) жемчужиной Тверской области.Благодарим издания "Тверские ведомости" за оперативность и "Афанасий-биржа" за дополнение к проблеме новых деталей.

39 комментариев

Mannelig
Сами виноваты. Если довели свои святыни до плачевного состояния и отдали их кому попало, то нечего потом обижаться и кричать о святотатстве.
seyat
«Если довели свои святыни до плачевного состояния и отдали их кому попало, то нечего потом обижаться и кричать о святотатстве.»

Это шутка такая?:)
Mannelig
Шутка? Где?! )
У вас есть данные, что кашинских православных ущемляли, не давая им выкупить руины?
max69
Если бы коммерческая составляющая не играла никакой роли у православной церкви, то восстанавливалось множество храмов по Тверской области, а не строились новоделы в городах.
Вот Алексей хороший человек, делает со своим клубом много хороших вещей. Но почему он сам пытается восстановить храм в Пречистом Бору, а церковь ему не помогает? Всё просто — в деревнях нет платежеспособного прихода вот и всё. Во время строительства храмов страна аграрная была, на селе люди были, сейчас их очень мало. Есть конечно исключения — поселки где большое кол-во дач москвичей, там храмы содержатся в приемлемом состоянии. А поедешь куда нибудь в сторону Бежецка и дальше, одни развалины.
Я так понимаю меседж Алексея: Пусть лучше храмы в руинах стоят, не желе перестраиваются и приносят кому то прибыль.
vadimiztveri
У меня была такая история. Давным давно, году в 1995 году я снял первый в своей жизни офис. Это была маленькая комнатка, бывший архив, в здании на Вольного Новгорода, прямо над «Тауном», правда тогда его еще не было и в проекте.

В стенах были дырки, денег на ремонт не было. Я попросил своих друзей молодых художников Диму Павлова и Шуру Журавлеву дать мне картины. Они дали, просили продавать, если что. Продать ничего не удалось.

Через какое-то время с офиса пришлось съезжать. Я не сразу вывез картины, обещал заехать на машине в последний день до ремонта. Приехал и увидел такую картину:

? Картины лежали в куче строительного мусора, заваленные камнями, цементом, пылью. Спасти удалось только одну картину Димы, и то пришлось отмывать.

Я спросил у женщин, которые делали ремонт, неужели сложно было просто отставить картины в сторону. Знаете что они мне ответили?

? Такая живопись никому не нужна!

Вот такое вот отношение к тому, что кому-то ценно. Кому-то ценны картины? А нам нет, мы можем и уничтожить. Кому-то ценен храм, памятник архитектуры? А нам нет, можем и уничтожить.

P.S.: «Пользуясь случаем в очередной раз благодарю друзей за то, что они мне простили тот случай».
Mannelig
Тут-то другое немного. Картины были твои (и твоих друзей), а храм — чужой. Ты что-то делал, чтобы ценность сохранить, а кашинцы — нет.
vadimiztveri
Ну, безусловно, ты прав. Если брать среднего кашинца, то в целом они не отстояли свою архитектуру, историю и культуру. Для них это оказалось не важно, если говорить об усредненном жителе Кашина.

Я немного о другом сейчас говорю. Насколько мы все не уважаем ценности друг друга. Для людей верующих и воцерквленных этот храм был важен. Но среднего кашинца не интересует то, что у воцерквленных людей есть свои ценности.

Борис Борисович раньше пел:

Панки любят грязь, а хиппи цветы.
И тех и других заберут менты.
Ты можешь жить любя, ты можешь жить грубя,
Но если ты не мент, то заберут и тебя.


В современных реалиях можно перефразировать по другому:

Ты можешь поддерживать Пусси Райт,
Ты можешь поддерживать церковь.
Но власть и Пусси Райт посадит и церковь разрушит,
Если ей это выгодно.
Mannelig
Согласен, уважать ценности друг друга необходимо. Однако, на мой взгляд, верующие этим уважением злоупотребляют, объявляя ценностью 1) всё, что имело хоть какое отношение к культу за последнюю тысячу лет, 2) всё, что перешло под контроль РПЦ в последние годы и застроено новоделом, 3) любую палку с перекладиной, воткнутую в землю, 4) всё, что находится в пределах прямой видимости от перечисленного выше. При этом, учитывая размах, следить за всеми своими святынями у них нет никакой возможности. Стольких верующих нету. Потому, либо святыня будет стоять и рушиться, либо послужит людям в другом качестве, как тут.
vadimiztveri
Ну, та муть, которая сейчас всплывает, и которая называет себя «порвем всех за православие» ? это не вера и не Православие. Это желание рвать, не важно под какими знаменами.

Среди моих знакомых много мудрых людей, верующих и воцерквленных. Для них еженедельное посещение церкви, причастие, исповедь ? это важные моменты в жизни. И я в данный момент думаю о них, а не о тех, кто ни разу не открывая святого писания заявляют чистую ересь.

Недавно один противник Пусси Райт с умным видом заявлял такие темы:

? Бог пришел в мир!
? Бог вложил людям в руки меч, чтобы покарать!

Это же чистая ересь человека, который ничего не понимает в Христианстве. Очень грустно, что с такими людьми мы ассоциируем для себя церковь. Но это не вся церковь, это очень малая и не лучшая часть церкви.

Как Петр Мамонов говорил:

? Едет трамвай, все ведут себя хорошо, все едут по своим делам. Сидит один пьяница и балагурит. Он один, а настроение портит всем.

Так же и здесь.
Mannelig
Верно. Но почему тогда сами православные об этом не скажут? Почему не поднимут проблему — мол, «эгегей, братья, среди нас фанатики и еретики, отошедшие от истинного учения»? Почему никто из них не скажет — «нам не по пути с Дмитрием Энтео, он обычный гопник и пидарас»? Почему им чокнутый с крестиком ближе, чем адекватный без крестика? Пока оно так, делить православных на правильных и неправильных, на мой взгляд, не следует. Это единый организм, просто разные органы.
vadimiztveri
Я бы разделил твое высказывание на две части. То, что кашинские православные не отстояли храм ? это правда. И возразить здесь нечего. Если бы ряженные «православные казаки» в папахах стояли за восстановления храмов вот в таких вот моногородах, честь им хвала бы была. А они пытаются бороться с Пусси Райт, с Гельманом и художниками.

Но если говорить о том, что «все православные единый организм» ? это не так. Вот, например, позавчера мне предложили петь в церковном хоре в Николо-Малице. Там люди на энтузиазме воссоздают храм, организуют хор. Я видел в этих людях искреннее желание сделать что-то красивое. Это происходит не от вертикали власти РПЦ. Это честное желание людей создать духовную основу в своем селе.

И главная вина власти сегодня, что она поддерживает этих людей ? ряженный казаков, которым все равно, кого топтать. А не тех, кто готов созидать.
Parvulum
Последнее время меня стал мучать один вопрос: «Сколько церквей нужно верующим, чтобы они остались довольны?»
seyat
Я, конечно, не могу отвечать за всех верующих:) Отвечу за себя.

Вопрос вовсе не в количестве церквей, вопрос в другом.

Мне очень хотелось бы, чтобы то, что построили мои предки не разрушалось, а восстанавливалось.
И чтобы храмы, построенные моими предками, использовались все-таки как храмы, а не как гостиницы или, скажем, публичные дома.

И я тогда буду доволен:)
p18
Лично против вас — я ничего не имею, так что ничего личного… Но право слово, (1) очень странно, что это здание продали — учитывая постановление — согласно которому церкви отошли все здания ранее ей принадлежавшие (2) а вот то, что курия своими ручонками тянется туда, где давно не её — строя новое — с моей точки зрения (дипломированного архитектора) — страшное и убогое, вместо того, чтобы восстанавливать то, что уже есть — ибо, оно даже в разрухе красиво — это я трижды подпишусь. И думаю, что часть народа — глядя на то о чём вы пишите — подумает — «получи гранату», хотя и будут не правы…
Хотя все что написано — суть сугубо моё измышление на данную тему, написанное тут — ни с целью кого-либо обидеть, а просто как-то немного накипело…
vadimiztveri
Я бы тут разделил термины:

? верующие,
? религиозные,
? православные,
? воцерковленные.

Это все не одно и тоже. Люди могут верить в единого Бога, и не принадлежать ни к одной из религий. Вера ? это ведь внутренние убеждения, а не какие-то ритуалы, которые где-то нужно соблюдать. И таких верующих очень много.

Верующие могут принадлежать к одной из религий, не причислять себя к конфессиям, типа Православие, Католицизм, Иудаизм. И таких тоже много.

Православные могут считать Православие самой правильной религией, но не быть воцерковленными, соблюдать ритуалы от случая к случаю, но внутренне считая себя Православными. Я повторюсь ? вера это внутреннее убеждение.

К чему я все это ? не надо в одну кучу смешивать всех верующих и православных воцерковленных.

Но в целом я тут согласен ? сейчас многие православные (далеко не все) вдруг почувствовали поддержку государства и бросились срочно от него чего-то просить. Всякие активисты появились: «Да мы порвем всю нечисть за царя!»

Хотя, я был бы счастлив, если бы храмов строилось еще больше, красивых и разных. Главное, чтобы это было не за счет того, чтобы у кого-то что-то отбирать и кого-то причислять к «поругателям».
Mikkel
Как бы там не писали, но я уверен, что многие люди страдают жутким заболеванием Возмущением головного мозга… Я был уверен, что ранее им страдали только лишь казахские акыны и выражалось заболевание в симптомах «Что вижу, то пою»… Единственной организацией которая с ним борется, является «клуб анонимных параноиков»… Фотоаппарат и транспорт все что нужно. Итак противоядие:
1) «Сапоговаляльный цех»- цех по валянию валенок действительно ранее располагался в здании церкви даже оборудование осталось.
О процессе изготовления валенок можно почитать здесь2)вот и общий вид того места где их валяли, до такого состояния здание церкви дошло «благодаря» производству, поскольку технология предусматривает изготовление валенок во влажной среде.
3)Алтарная часть церкви
справа от импровизированного аналоя мы видим трещину (не забываем о бывшем производстве) и пластиковое окно.
А это интерьер кирпичной пристройки к церкви, построенной в советское время, с уже провисающими потолочными балками

И наконец фотография храмовой части на территории обнесенной забором

Маленький итог повествования. Здание церкви находится в неудовлетворительном состоянии, предпринимателем оно выкуплено, но в кредит, и он выплачивает его каждый месяц. Гостиницу (с его слов) он хотел бы построить для паломников.
Честь ему и хвала за то, что он тратит деньги на это здание и планирует делать проект по его реставрации. Статья написанная в Тверских сводах, статья написанная дилетантами.У меня все.
Shoosha
А при реставрации сохранится ли конфигурация отдельных элементов внутри помещений? Например, аналое и арочные окна? Просто хотелось бы, чтобы собственник сохранил самобытность внутреених контуров.
Mikkel
Вообще реставрация предполагает под собой сохранение первоначального внешнего и внутреннего вида здания… однако, особенно хочется подчеркнуть, что на подобные работы у простого Кашинского предпринимателя может просто не хватить денег. Трещина в алтарной части( в нее руку можно просунуть), трещины по фасадам… Возможно, что при реставрации церкви ему придется прибегнуть к изменению внешнего облика данного здания.
seyat
«однако, особенно хочется подчеркнуть, что на подобные работы у простого Кашинского предпринимателя может просто не хватить денег.»

Так вот лучше бы не лез «простой кашинский предприниматель» куда не следует:)

«Возможно, что при реставрации церкви ему придется прибегнуть к изменению внешнего облика данного здания»

Несомненно прибегнет:)

Гостиница — не церковь.
Появится еще одно уродское строение, еще один уничтоженный памятник.
Shoosha
seyat , а есть официальная информация о том, что это здание будет именно перестраиваться? А вообще данная церковь, на сколько мне известно, на охране как памятник архитектуры не стоит. Судя по истории этого здания, там эта валенковаляльных цех ещё с советских времен распологался. Плюс ко всему здание сейчас явно на грани разрушения. Поэтому в данной ситуации действительно, что лучше: оставить старое и (будем откровенными!) не самое красивое по своей архитектуре здание, пока оно не превратится в руины, поскольку что-то никто не спешит восстанавливать этот образец архитектуры 18 века; либо отреставрировать или частично переделать объект, превратив его в приличное здание вместо развалин с помойкой?
Ну и последнее: если бы предприниматель, купивший церковь в собственность, хотел построить на её месте «уродское» современное здание, он бы даже заморачиваться не стал на её восстановление, а просто снес бы её и построил всё с нуля. В данной ситуации это куда дешевле и проще того вариант, что он выбрал.
seyat
«seyat, а есть официальная информация о том, что это здание будет именно перестраиваться?»

Ну почему Вы так наивны?:) Мы даже СНОСЕ памятников узнаем постфактум, когда уже сделать ничего нельзя.
И что такое официальная информация в данном случае? Слова этого «простого кашинского предпринимателя»?

Смешно.

Как правильно заметил Mikkel здание не находится под охраной государства. Поэтому собственник может сделать всё что угодно, даже снести.

«он бы даже заморачиваться не стал на её восстановление, а просто снес бы её и построил всё с нуля.»

Видимо дешевле перестроить:) Ну и потом просто снос церкви, мне кажется, вызовет резонанс. Видимо он это понимает.

«поскольку что-то никто не спешит восстанавливать этот образец архитектуры 18 века;»

Вполне возможно, что епархию никто в известность не поставил. Просто продали валенковаляльный цех, как совсем недавно могли продать здание Сретенского монастыря XVII века…
seyat
Аналоем Mikkel назвал столик с иконами. Думаю вряд ли его сохранят:)

Что касается сохранения самобытности здания… Вы действительно думаете, что данного собственника волнуют такие вопросы?
Mikkel
Кстати данная церковь на госохране не состоит и меня поразило, что он вообще ей занимается…
seyat
Не состоит, ну и что?

Знаете как просто памятник снять с охраны?

Достаточно заказать экспертизу у эксперта, заплатить эксперту бабло, затем экспертизу — в главное управление по охране памятников (не могу сейчас привести полное название) и ВСЁ. Готово.
И памятник больше не памятник:)
Заместитель начальника этого самого управления на круглом столе об этом сказал.

Вы прежде чем обвинять людей в дилетантстве сначала сами разберитесь в этом вопросе. Хотя бы на круглый стол сходите что ли:) Для начала.
Shoosha
толку в ваших круглых столах, если вы сами в сути вопросов разобраться не можете. Вам говорят одно, но вы всё как-то по-особенному интерпретируете. Странные. Отчет по последнему заседанию «экспертов» — наглядный пример.
seyat
«если вы сами в сути вопросов разобраться не можете.»

А Вы уже разобрались?:)
Shoosha
Конечно! Это не сложно, если внимательно слушать собеседника, а не вычленять из общего потока информации то, что удобно, отбрасывая всё то, что сложно или противоречит основной внутренней парадгме.
Mikkel
Вы понимаете, что снятием памятников стоящих на региональной или федеральной охране занимается только министерство культуры РФ? А эксперт не будет давать заключение о снятии памятника с охраны в том случае, если памятник действительно является ценным, это может нанести урон его имиджу и он будет отстранен от экспертной деятельности. Вы хоть правовую базу по данному вопросу почитайте)
И еще, остается только этическая сторона вопроса, епархия могла бы подать заявку на возвращение церкви в свою собственность(не помню номера постановления президента), если она этого не сделала, то по каким либо причинам церковь была ей не нужна, а следовательно и эта сторона вопроса снимается
Учите матчасть, однажды придется сдавать)
seyat
«А вообще, для «объективности» всей этой ситуации с экспертизами Белякова нарисовала еще одну картинку. По-поводу не менее скандального сноса Дома Зенцовых на улице Учительской в Твери.

– Жильцы этого дома писали обращения шесть раз: нам, губернатору, президенту, что на них балки падают, у них стены гниют, дети болеют, вы куда смотрите? И вы знаете, после этого оспаривать экспертизу становится как-то страшно. Сейчас на кого-то балка упадет, а мы сказали, нет, это памятник. Мы таковая организация, что по результатам заключения ставим печать. Это достаточно субъективный момент, который бюрократы, сидящие на местах, не имеют возможности оспаривать.

Иными словами, граждане, которым по тем или иным причинам не хочется жить в доме-памятнике, в каком бы состоянии он не находился, могут написать письмо в сослагательном наклонении и возможном падении балки, и Главное управление не найдет в себе моральных сил оспорить заключение эксперта о снятии с этого дома статуса памятника.»

www.tversvod.ru/event77/
Mikkel
Посмотреть бы видео с круглого стола, а то эта статья выглядит весьма предвзято.
seyat
Всё о чём говориться в статье я слышал собственными ушами:) Спрошу видео. Всё снималось на камеру.
Shoosha
Для характеристики данной статьи-отчета я лучше приведу мнение одного очень уважаемого журналисти по поводу подобных «акул пера», которых у нас сейчас больше, чем грязи.
Русский гонзо-репортер на полном серьезе ощущает себя очень честным, принципиальным и бесстрашным. Свои репортажи он мыслит как истину в последней инстанции. Его мнение — самое правильное на свете, и происходящие вокруг события в очередной раз это подтверждают. А если не подтверждают, то он их просто не заметит. Причем совершенно искренне.
Им объясняешь, что журналистика – это не война, а хирургия, что главные добродетели – спокойствие и выдержка, что скальпель – не боевой меч, а очень тонкий и опасный инструмент. Они кивают и опять за свое: «Давайте напишем, какая Кадыров сука!» — «А ты думаешь, там все так просто?» — «Мне ребята из «Мемориала» сказали». – «А других ребят ты послушать не хочешь?» — «Они этого не заслуживают».
По-моему, наш доморощенный гонзо — хуже папарацци. И даже хуже продажного журналиста. Первый — знает, что делает грязное дело и не претендует на роль праведника. Второй — может за деньги написать что угодно, но получится неталантливо, потому что джинса — удел неудачников. Ложь, которую талантливо и искренне напишет гонзо-журналист, прочитают многие, будут ею восхищаться и требовать на основании этой лжи принимать какие-то серьезные решения.
Я разместила это не для того, чтобы как-то оскорбить вас или вашего друга. Просто хочу сказать, что есть альтернативная (и более объективная) точка зрения, которая учитывает все тонкости и специфику данной сферы. Её может высказать только человек, знающий все нюансы работы с объекстами культурного наследия, а также четко разбирающийся в законодательной базе этого направления.
seyat
«что есть альтернативная (и более объективная) точка зрения, которая учитывает все тонкости и специфику данной сферы.»
Возможно.

«Её может высказать только человек, знающий все нюансы работы с объекстами культурного наследия, а также четко разбирающийся в законодательной базе этого направления.»

А Вы знаете такого человека?

Ну и еще вопрос. Мнение Алексея Железнова Вас устроит? Человек в этой сфере собаку съел. И он разделяет нашу точку зрения.

Хорошо бы если бы Вы пришли на нашу следующую встречу:)
Shoosha
«А Вы знаете такого человека?» Да, знаю. Он работает непосредственно в этой сфере и знают все механизму изнутри. Собственно на основе его разъяснений по данному вопросу я и составила свое мнение.

Алексей Железнов — это руководитель Тверского отделения Международной туристской академии Алексей Железнов?

Скажите когда и куда приходить, постараюсь поприсутствовать.
seyat
«Скажите когда и куда приходить, постараюсь поприсутствовать.»

Это совсем другое дело:) Постараюсь сообщить.
Mikkel
Я назвал столик импровизированным аналоем… и да иконки там есть, и батюшка приезжает.
seyat
«Честь ему и хвала за то, что он тратит деньги на это здание и планирует делать проект по его реставрации.»

Вы о чем вообще? Какой проект реставрации? Здание ПЕРЕСТРАИВАЕТСЯ! И будет уродливым НОВОДЕЛОМ

Реставра?ция (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры.

По Ю.Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;
Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,
Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»

Кроме того, как же быть с этическим моментом?

Была церковь — будет гостиница (неважно для кого).

Как при советской власти. Хорошо, хоть в туалет не перестроил...

«Как бы там не писали, но я уверен, что многие люди страдают жутким заболеванием»

Это Вы точно сказали. Только я, в отличие от Вас, не буду переходить на личности.
Mikkel
Давайте по порядку:
1) фотографии представленные в комментариях сделаны мной, сегодня.Никаких работ по переустройству там не ведется, даже намека на них нет (за исключением надстройки из пеноблоков, которая не изменилась если судить по июльским фотографиям)
2)Совершенно верно «комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений»- проекта пока нет, но окна были заменены и некоторые косметические работы по предотвращению разрушения кирпичной кладки проведены были.
3) Три Великие идеи- вы должны понимать, что на реализацию этих идей у предпринимателя может не хватить денег и посему, на данном этапе, он просто Молодец, что не дает зданию окончательно разрушиться, не имея на это специальных знаний.
4) Этический момент- давайте вспомним Борисоглебский монастырь в Торжке, на ул. Старицкой в Торжке расположен двухэтажный дом вплотную примыкающий к надвратной церкви монастыря. Сейчас в нем располагаются помещения ВИЭМа, а до революции был странноприимный дом, где могли останавливаться паломники. Вы видите здесь этический момент, я вижу здесь отличное возрождение традиций паломничества.
5) «Хорошо, хоть в туалет не перестроил..»-к слову сказать, туалет там уже существует, туалет типа сортир. По этическим соображениям я не стал его фотографировать.
6) «Только я, в отличие от Вас, не буду переходить на личности. „- написав о заболевании, я не имел в виду вас, я имел в виду человека или людей написавших статью в Тверских сводах.
seyat
«Никаких работ по переустройству там не ведется, даже намека на них нет»

Пока нет.

«за исключением надстройки из пеноблоков»

Этого мало? И это только начало.

«я вижу здесь отличное возрождение традиций паломничества.»

Не будьте наивным.

Про паломников данный субъект сказал, потому что буча началась по поводу перестройки церкви..

Не для паломников эта гостиница строится. Да и не будут настоящие паломники, во всяком случае православные, в такой гостинице (перестроенной из церкви) жить.

«я не имел в виду вас, я имел в виду человека или людей написавших статью в Тверских сводах.»

Очень хорошо. Только один из авторов проекта Тверские своды мой друг. Я не во всем разделяю его взгляды.
Но считаю, что проблема сохранения памятников (вернее их тотального уничтожения) назрела давно. В этом наши воззрения совпадают.